Иосифо-Волоцкий монастырь

Суббота, 25 июня 2016 года. После двухнедельных дождей и похолодания, так характерных для середины июня в Московской области, установилась жаркая сухая погода – идеальное время для путешествий на мотоциклах. И сегодня мы, мотоциклисты Московского Отделения Православного Мотообъединения «Мотобратия во Христе», под руководством президента объединения Алексея Маслова (позывной – Магистр) отправляемся в однодневную паломническую поездку в Иосифо-Волоцкий монастырь. Поездка проводится в рамках проекта «Мотопаломничество Святая Русь - телевизионный проект для православного канала Спас при непосредственном участии Православного Мотообъединения «Мотобратия во Христе». Главная идея телепроекта – освещение паломнического мотопробега православных мотоциклистов по святым местам России.
Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, более известный как Иосифо-Волоцкий, расположен в Волоколамском районе Московской области вблизи села Теряево, в 16 км к северо-востоку от Волоколамска.
Общий сбор назначен на 12:00 на автозаправке в пяти километрах от МКАД на трассе М9 (Новорижское шоссе). Каждый участник в организованной мотоколонне обязан выходить на маршрут с полным баком горючего, поэтому, прибывая на заправочную станцию, мотоциклисты заливают баки «под горловину». Подъехали все, кто заявил о своем участии в поездке, и ведущий Алексей Магистр выстраивает колонну двумя рядами мотоциклов: первые места занимают полноправные члены Объединения, в хвосте колонны распределяются кандидаты. Назначаются отсекающие, задачей которых ставится обеспечение безопасности передвижения колонны в условиях оживленного движения и при проезде перекрестков.
Колонна мотоциклистов стартует. Движение на трассе без затруднений, ясная солнечная погода, на небе лишь редкие облака, по сторонам от шоссе открываются великолепные пейзажи: хвойные и смешанные леса перемежаются с обширными зелеными полями. Мотоциклисты движутся двумя рядами в шахматном порядке, обеспечивая друг другу безопасность и свободу маневра в пределах своего места в построении. Трасса М9 имеет статус скоростной автомагистрали, но сегодня в колонне имеются мотоциклы малой мощности, и потому ведущий группы удерживает скорость в пределах 90-100 км/ч.
На одной из заправочных станций мы встречаем съемочную группу телеканала Спас, они готовы вести съемку передвижения нашей мотоколонны. На своих автомобилях операторы опережают нас, выбирают место для съемки и делают кадры проезжающих мимо мотоциклов. Иногда просят нас остановиться, дать им время на подготовку и стартовать к камерам по команде. Также с нами в колонне на мотоцикле Triumph пассажиром едет оператор, и это дает ему возможность снимать движущуюся группу с самых разных ракурсов. Этим мощным мотоциклом, позволяющим резко ускоряться и быстро менять положение относительно колонны управляет Алексей Индиан, опытный и аккуратный мотоциклист, занимающий должность капитана дорог в нашем мотообъединении.
Пройдя 80 км по Новорижской трассе, колонна уходит на Волоколамское шоссе, с которого сворачивает в сторону железнодорожной платформы Чисмена и, проехав через деревню Гряды, направляется в сторону села Теряево. За селом Магистр уводит группу направо в объезд Иосифовского пруда, и мотоциклисты паркуются на площади перед вратами Иосифо-Волоцкого монастыря. Здесь же мы встречаем вторую часть съемочной группы, они приехали сюда заранее для того, чтобы подготовить аппаратуру и выбрать наиболее удачные места для съемки.
На площади установлен памятник преподобному Иосифу – бронзовая статуя высотой три метра и на двухметровом основании, работа скульптора С.М. Исакова. Памятник был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 14 июня 2009 г. Здесь нас встречает экскурсовод – насельница монастыря, послушница преклонных лет, сестра Людмила. Сегодня она проведет нас по территории и расскажет об истории, архитектуре, святынях и людях, чьи имена неразрывно связаны с обителью.
Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом Волоцким. Молодой инок Иосиф подвизался в обители Пафнутия Боровского и в 1477 году, после смерти преподобного Пафнутия, был назначен игуменом. Однако вскоре из-за конфликта с братьями был вынужден покинуть обитель. При вмешательстве в конфликт великого князя Ивана III в 1479 г. Иосиф возвращается в Боровск, однако в том же году решает основать собственный Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Преподобному Иосифу было тогда 40 лет.
На расчищенной бурей поляне в непроходимом лесу преподобный Иосиф поставил деревянную часовню и кельи. Выбранное место было заболочено, поэтому для осушения и укрепления грунта еще при жизни преподобного Иосифа под юго-восточными стенами обители был вырыт дренажный пруд, впоследствии названный Иосифовским. Позже под стенами монастыря были устроены еще три пруда – Гурьевский, Подстенный и Митрополичий. Осматривая пруды, поражаешься их величине – это действительно грандиозная работа – вырыть пруды такого размера и, представьте себе, – вручную, только лопатами.
Уже на пятом году существования обители был заложен белокаменный собор, завершенный в 1486 г и освященный в честь Успения Божией Матери. Два века он служил главным храмом монастыря, затем обветшал и был разобран в 1688 г, а на его месте был возведен новый, гораздо более величественный Успенский собор, сохранившийся и до настоящего времени.
От главных ворот монастыря к Успенскому собору ведет прямая дорожка. Мы крестимся по православному обычаю и проходим в ворота с надвратной церковью. Стоп. Режиссер телепроекта просит нас выйти и сделать второй дубль. Крестимся и входим. И снова – стоп. Давайте повторим сцену и в третий раз. Да, съемки – это утомительная работа, с этим приходится смириться.
Проходя по дорожке от главных ворот вглубь территории, оставляем справа Восточный Братский Корпус, вход паломникам туда, конечно же, не благословляется. По левую сторону видим изящную деревянную беседку. На момент нашего посещения беседка находится в аварийном состоянии – несущие столбы изрядно покосились, вход под деревянный навес беседки запрещен и во избежание несчастных случаев огорожен. Сестра Людмила поясняет, что, несмотря на вырытые для дренирования пруды, насельники периодически встречаются с подобными напоминаниями о том, что изначально обитель устроена на топких болотах. А беседка, конечно же, в ближайшее время должна быть поправлена.
Подойдя к Успенскому собору поворачиваем направо и подходим к гранитному памятному кресту, установленному в память о владыке Питириме (Нечаеве), епископе Русской Православной Церкви, митрополите Волоколамском и Юрьевском. Сложно переоценить значение, которое имеет для обители деятельность владыки. Монастырь был закрыт большевиками в 1922 г., переоборудован под нужды детского дома и так просуществовал до 1989 г. Будучи крупным общественным деятелем, владыка Питирим много путешествовал, и однажды, возвращаясь из Канады, оказался в одном самолете с президентом СССР Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Во время длительного перелета между ними завязалась беседа, и в конце Михаил Сергеевич спросил, может ли он чем-либо помочь владыке в его деятельности, на что тот немедля упомянул о необходимости возвращения Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря Церкви. Здесь же, в самолете, владыка подал письменное прошение и получил положительную резолюцию главы государства. Так, промыслом Божиим, по молитвам преподобного Иосифа и стараниями владыки Питирима обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Произошло это событие 15 мая 1989 года.
Сестра Людмила отмечает, что в судьбах преподобного Иосифа Волоцкого и владыки Питирима прослеживается много общего. Их разделяет 500 лет истории, но и преподобный, и владыка были крупными, выдающимися церковными деятелями, они оба, каждый в свое время, организовали и передали эту обитель монахам и верующим, оба радели о чистоте веры и занимались просветительской деятельностью. Очень схожи и обстоятельства славной кончины каждого из них. Преподобный Иосиф в последние несколько лет земной жизни сильно болел, предположительно онкологией, был крайне истощен, и, когда иноки приносили его на службу в храм, носилки закрывали завесой, чтобы братия не смущалась видом больного. В начале XVI века эффективных обезболивающих не существовало, и преподобный терпел раковые боли, вменяя это в духовное упражнение, духовный подвиг. Владыка Питирим также отходил ко Господу через онкологическое заболевание. И, по рассказам очевидцев, с определенного момента сознательно отказался от назначенных ему обезболивающих. Сестра Людмила подчеркнула, что монахи могут поступать так лишь с одной целью – приобщиться к страданиям Христа, через терпение устремиться душой ко Спасителю.
Беседуя с сестрой Людмилой мы по очереди отходим от общей группы и делаем дубли репортажей с участниками мотопробега. Операторы подсказывают оптимальные точки для съемки, режиссер руководит всем процессом, задает ритм работы. Очень интересно слушать интервью каждого из членов мотобратии – мы делаем дубли, повторяем репортажи друг друга, однако сейчас четко проявляется то, насколько по-разному мы видим окружающее и воспринимаем информацию, дубли разных людей значительно различаются, каждый выделяет именно то, что ближе именно ему.
Мы заходим в главный храм обители – четырехстолпный пятиглавый Успенский собор. На данный момент он отреставрирован лишь частично, но уже украшен карнизами, полуколоннами, зелеными изразцами, рельефно выделенными тимпанами. Пока позолота покрывает лишь один центральный купол, часть внешних стен на нижнем ярусе постройки не отштукатурены. Собор разделен на верхний и нижний храмы. Верхний храм предназначается для священнодействий в теплое время года, нижний – зимой. Однако верхний ярус сейчас в процессе реставрации, потому службы круглогодично ведутся в нижнем храме, который был устроен в 1775 г. на месте усыпальницы. Главный престол нижнего храма освящен в честь преподобного Иосифа Волоцкого. В храме установлен многоярусный золотой иконостас, изящно расписаны стены. Здесь же хранятся главные святыни монастыря – рака с мощами преподобного Иосифа, его вериги и моленный образ – икона Смоленская Одигитрия. Также доступен для поклонения образ Божией Матери «Взыскание погибших», который до 2004 года был келейной иконой владыки Питирима. На первом ярусе главного иконостаса собора установлена Волоколамская икона Божией Матери, точный список образа Владимирской, по качеству не уступающий оригиналу, богато украшенная золотом, серебром, бисером и драгоценными камнями. По преданию эта икона была дарована монастырю «неким славным и богатым вельможей от царских палат» и принесена в монастырь 2 марта 1572 года, где явилась как чудотворная.
Проходящий мимо посетитель приблизился к нам, вероятно, привлеченный нашим необычным видом – кожаной мотоциклетной формой с байкерской и православной атрибутикой, мы разговорились. Собеседник поведал, что тут, где-то под одной из каменных дорожек, захоронены останки одного из величайших злодеев русской истории – приближенного царя Ивана Грозного, главы опричнины Малюты Скуратова. Позже один из насельников монастыря в разговоре также упомянул об этом, рассказав, что останки Малюты тайно, под покровом ночи зарыли на территории обители под одной из дорожек с тем, чтобы люди, проходя по дорожке, попирали останки злодея. Кстати, в статье о Малюте Скуратове в Википедии также описана эта версия как одна из возможных. Сестра Людмила так высказалась по этой теме: - У Малюты Скуратова отец состоял в братии монастыря, поэтому после его гибели, братия снизошла к просьбам отца похоронить сына на территории монастыря, но имея в виду его темное греховное прошлое, Малюту похоронили тайно ночью в условно попираемом месте, а не на территории братского кладбища.
На основании исторического документа «Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы» родилась версия, что имя принесшего в дар чудотворную икону «некого славного и богатого вельможи от царских палат» — Григорий. Полностью Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Да-да! Это — имя человека, прозванного Малютой. Так появились исторические свидетельства о том, что незадолго до своей гибели на поле боя Малюта Скуратов принес искреннее покаяние. Цитируя строки о Григории Скуратове-Бельском из Сказания о принесении иконы Пречистой Богородицы: «молился со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Но, конечно, это только версия. Впрочем, большинство исторических фактов, даже и упомянутых в данной статье, не могут быть гарантировано подтверждены. В любом случае пути Господни неисповедимы, не будем судить никого, потому что не знаем очень многого, только Бог один знает и суд Его праведным будет.
Возле северо-западного угла Успенского собора обнаруживаем развалины кирпичного строения, небольшой по площади фундамент и фрагменты стен. Развалины прикрыты надстроенной над ними деревянной беседкой-сенью с венчающим ее крестом. Сестра Людмила продолжает экскурсию. Эти развалины – фрагменты нижнего яруса уникального архитектурного сооружения – отдельностоящей каменной 10-ярусной колокольни, которая строилась в течение XVI-XVII веков. Изначально колокольня была четырехярусной, на третьем ярусе был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. Последующие ярусы-надстройки были сделаны для размещения приобретенных монастырем крупных колоколов. Говорят, что звон с полностью отстроенной колокольни в безветренную погоду был слышен в Волоколамске, то есть за 16 километров. Звонница росла ввысь и достигла высоты 75 метров, но при этом ее основание оставалось рассчитанным под четыре яруса – малым по площади и недостаточно прочным. Также давайте вспомним о ненадежности грунта заболоченной местности. В итоге, основание начало разрушаться под тяжестью надстройки, его пришлось обвязывать железом. В процессе строительства колокольня уподобилась Пизанской башни – дала уклон, и потому последующие ярусы возводились с обратным уклоном, чтобы нивелировать наклон основания. Осадка здания не прекращалась и памятник был спасен от обрушения только благодаря находчивости и изобретательности нескольких поколений архитекторов и мастеров; работы по укреплению, и, в частности, возведение контрфорсов, проводились постоянно. В этом заключалась абсолютная уникальность колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря. В 1941 г. при наступлении немецких войск колокольня была взорвана советскими саперами как стратегически важный объект, который мог бы послужить врагу воздушным ориентиром или наблюдательным пунктом. Ввиду чрезвычайной инженерной сложности конструкции звонницы планы по ее восстановлению не разрабатываются.
С юго-западной стороны Успенского собора располагается одноглавая двухэтажная церковь Богоявления Господня с пристроенными трапезными палатами и кладовыми. Этот храм был заложен в 1504 году самим преподобным Иосифом Волоцким. В течение последних пяти лет своей земной жизни преподобный мог посещать эту церковь и молиться в ней. Именно сюда его, смертельно больного, приносили братья для молитвы и участия в литургии, и так было вплоть до отшествия преподобного ко Господу в 1510 году. Пристроенная трапезная палата весьма обширна, ее свод опирается на один срединный столп, это редкое и уникальное инженерное решение, также реализованное, например, при постройке Грановитой палаты Московского кремля. Сам трапезный храм подвергся перестройке в 1682 г., когда вместо одной главы было возведено богато декорированное пятиглавие с кокошниками в едином стиле с только что отстроенной надвратной церковью Петра и Павла. Екатерина II, проводя политику ослабления Церкви, специальным указом уменьшила число насельников монастыря с нескольких тысяч до четырех сотен. Необходимость в большой трапезной палате отпала, и с 1779 года в бывшей трапезной были устроены братские кельи, которые, впрочем, просуществовали лишь 8 лет, после чего были разобраны. К сегодняшнему дню трапезная церковь Богоявления с пристройками отреставрирована лишь снаружи, предстоит еще грандиозная работа по восстановлению внутреннего убранства. В пристройке храма чудом сохранилась фреска – поясной образ преподобного Иосифа Волоцкого работы конца XIX века. Сестра Людмила, показывая его нам, искренне восхищалась мастерством иконописца и отметила, что преподобный изображен в схимническом куколе очень похожем на остроконечный шлем древнерусского воина, что должно символизировать его как истинного Христова воина духа. Преподобный Иосиф Волоцкий на протяжении своей подвижнической жизни многие силы отдал на борьбу с ересью жидовствующих, называя ее смертельной опасностью для Церкви и государства. Ересь пришла на Русь из Литвы и поработила умы многих государственных деятелей, дворян и даже иерархов Русской Православной Церкви. Преподобный Иосиф написал огромный труд «Просветитель ереси жидовствующих», в котором впервые было упомянуто имя впоследствии прославленного в лике святых иконописца Андрея (Рублева). И потому, мы верим, преподобный имеет особое дерзновение к Господу в молитве об укреплении и чистоте веры. С этими прошениями прежде всего и следует прибегать к молитвенной помощи преподобного Иосифа Волоцкого.
Храм Петра и Павла возведен над вратами монастыря в конце XVII века, своим видом придает праздничную нарядность всей крепостной ограде, что, впрочем, несколько не сочетается с ее функцией фортификационного сооружения. Во времена большевистских гонений на территории монастыря располагался детский дом, а здание надвратной церкви было приспособлено под хозяйственные нужды. Роспись внутренних стен была тогда уничтожена, на каменном полу до сих пор имеются следы от ударов топором, нанесенные при колке дров. Первая литургия в возвращенном Церкви монастыре была отслужена именно в церкви Петра и Павла, и объяснить это очень просто: это самый маленький храм на территории обители и его было проще и быстрее других подготовить к богослужению. Эту памятную литургию в 1989 г. служил сам владыка Питирим, а президент нашего мотообъединения Алексей Магистр присутствовал на ней. Поскольку его дача находилась неподалеку, будущий руководитель МО «Мотобратия во Христе» частенько посещал монастырь, общался с его насельниками и несколько раз имел возможность беседовать с митрополитом. Возможно именно поэтому Иосифо-Волоцкий монастырь так близок ему по духу, и очень символично, что съемки нашего пилотного проекта, наша проба пера, происходят именно здесь. Кстати сказать, духовник МО «Мотобратия во Христе» иеромонах Никон был в свое время иподьяконом и ставленником владыки Питирима (Нечаева). Вот уж действительно Промысел Божий видится во всем этом! На сегодняшний день внутреннее убранство храма не восстановлено, и потому экскурсоводы не водят туристов внутрь. В храме идут службы – читается неусыпаемый псалтирь, который прерывается лишь на время литургии.
За трапезным храмом Богоявления и слева от главного входа расположен сестринский корпус. Вы, вероятно, удивлены, ведь в самом начале экскурсии мы проходили мимо братского корпуса. Заподозрить неладное можно было и раньше – мы приехали в Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, но встретила нас послушница сестра Людмила. Как нам пояснили насельники, после передачи обители Церкви случилось затруднение с подбором братии для монастыря, тогда сюда перевели нескольких сестер из Киева. Лишь позже было принято окончательное решение о возрождении монастыря как мужской обители, а для монашек была определен расположенный поблизости скит, однако по ряду причин восстановление скита задерживается, а сестры так и не покинули стен Иосифо-Волоцкого монастыря. И вот сложилась парадоксальная ситуация – в мужском монастыре параллельно сосуществуют как мужская, так и женская монашеские общины.
Солнце склонилось к горизонту достаточно низко, и режиссер съемочной группы торопит нас, съемки необходимо завершить до наступления сумерек. Стараемся снимать интервью без задержек, перемещения нашей группы по территории фиксируют на камеру без дополнительных дублей.
Комплекс крепостных стен и башен оформился к концу XVII века и очертаниями повторяет предыдущие крепостные ограды – деревянную, которая впоследствии была заменена на каменную. Эта первая каменная крепость была значительно повреждена при осаде и взятии монастыря поляками в 1610 году, во время русско-польской войны Смутного времени. После освобождения от оккупации было принято решение о перестройке крепостных стен. Однако реализовать этот проект удалось лишь спустя 60 лет, старые поврежденные стены и башни были разобраны и вновь отстроены в 70-80-х годах XVII века. К настоящему времени по всему периметру сохранились двухъярусные крепостные стены, приспособленные для нижнего «подошвенного» и верхнего боя, а также семь башен, среди которых наибольшее историческое значение имеют Старицкая, Германова, Кузнечная и Никольская. Башни и стены отреставрированы лишь частично.
С самого начала истории монастыря башни использовались как хозяйственные постройки и в качестве темниц для заточения еретиков и преступников. На протяжении веков в башнях содержались многие знаменитые исторические личности: инок Вассиан, царь Василий Иванович Шуйский, еретики Матвей Башкин и Василий Курицын; здесь провёл свои последние годы видный деятель раскола Герасим (Фирсов). Об одном из узников – преподобном Максиме Греке, сестра Людмила рассказала отдельно. Великий князь Московский Василий III, решив разобраться в имеющихся у него книгах на греческом языке, обратился на Афон с просьбой прислать ученого монаха. Выбор пал на преподобного Максима, и в 1518 году он прибыл в Москву. В процессе работы над богослужебными книгами Максим обнаружил множество ошибок, подчас еретических. Кроме того, обличением московских бояр в их многочисленных нарушениях христианской морали он нажил себе множество врагов. Преподобный Максим был оклеветан и заточен как еретик в одной из башен Иосифо-Волоцкого монастыря. Тут ему пришлось пережить мучения голодом и холодом, оскорбления со стороны братии. От сырости и заточения в ограниченном пространстве у него разболелись ноги, и, поскольку братия монастыря в целях, как они считали, вразумления еретика разводили костры и направляли дым в темницу, у преподобного пострадали глаза. Для укрепления духа неправедно страдавшего Максима к нему наяву был послан ангел, сказавший: «Терпи, старец, этими муками избавишься мук вечных». Сестра Людмила особо подчеркнула важность и значимость явления ангела наяву, а не во сне.
В настоящее время обитель живет полноценной монашеской жизнью, умеренными, хотя объективно недостаточными, темпами проводится реставрация, обитель принимает паломников, для чего на площади перед главными вратами в двухэтажном здании организована паломническая гостиница на 120 человек. Здесь же, на площади, разрешена бесплатная парковка. Собственно, тут мы и оставляли наши мотоциклы. Главные святыни монастыря всегда доступны для поклонения. Кроме послушницы Людмилы в обители работают еще два экскурсовода.
В заключение мы прощаемся и благодарим нашего гида за теплый прием и интересную экскурсию. Кроме сестры-послушницы Людмилы в обители работают еще два экскурсовода. Очень приятно было услышать от сестры, что в нас она увидела настоящих верующих православных людей и что, по ее глубокому убеждению, наша встреча именно с ней как с экскурсоводом сложилась по воле провидения. Нашими делами и образом жизни мы будем стараться соответствовать данному нашим гидом определению.
Мы заводим и прогреваем нашу технику, одеваем защитную экипировку и готовимся к маршу домой. Солнце уже склонилось к горизонту и операторам стоило немалых усилий грамотно выбрать точку для съемки. Наш руководитель и ведущий Алексей Магистр вновь выстраивает колонну и определяет место каждого в ней. По его команде мы начинаем движение, по просьбе съемочной группы делаем несколько дублей перемещения колонны, нас снимают с квадрокоптера. Уже наступают сумерки, в Москву мы приедем только затемно.

 


МО «Мотобратия во Христе»
Илья Чернец

 

Назад