О поездке в Калужскую область.

27 августа 2016

В рамках теле-проекта "Мотопаломничество Святая Русь", проводимому телеканалом СПАС совместно с Межрегиональной общественной организацией объединением православных мотоциклистов Мотообъединением "Мотобратия во Христе", была организована поездка в монастыри калужской епархии.

Встречаемся на первой от МКАДа АЗС Татнефть по Киевскому шоссе (М-3). Время встречи – 5:15 утра. Накануне в общем чате обсудили необходимость лечь пораньше, пожелали друг другу спокойной ночи. В пол-второго, однако, Ватсон сделал запись, затем Магистр в этот же чат написал, что не может уснуть перед ответственным мероприятием. Кэп еще раньше отписался, что в пятницу вечером у него деловая встреча, и чтобы успеть, он будет выезжать из своего города за полночь. А ехать нам, однако, порядка 250 км.

На Татнефть прибыли Магистр, Пилигрим,  Кэп, Ворон, Масел, Сталкер и Чернец. Перед выездом с АЗС заполнили баки под горловину. Заправлялись с одного пистолета: первый залил горючее, откатывает свою технику и сразу передает шланг следующему. Через 35 км, в Макдональдсе за поселком Селятино, встретились с Ватсоном, Индианом и Антоном. Для Антона это первый дальний выезд с Мотобратией, и сегодня он едет как кандидат Объединения.

Поездка началась под первыми рассветными лучами, холодный утренний воздух забирался под куртку, не давал разомлеть. Однако к 8:00 утра, когда мы подъезжали к деревне Шамордино, солнце уже забралось довольно высоко и нам, невыспавшимся, слегка оглохшим от воя ветра, облаченным в кожу и термобелье стало действительно некомфортно. Припарковались около Шамординской Казанской женской пустыни и первым делом переоделись в более легкую форму.

Казанская Амвросиевская пустынь (Шамординский монастырь)

На парковке перед воротами монастыря мы встретили нашу съемочную группу. Шлемы и часть теплых вещей оставили у них в машинах и пошли на завтрак в монастырскую трапезную. Сегодня последний день Успенского поста, потому завтрак обошелся без рыбы и молочного. Кстати, мяса в монастырских трапезных вообще никогда не подают. Ирина, креативный продюсер телеканала «Спас» рассказала, что сестры монастыря не сразу согласились благословить нас на осмотр святынь – прежде они присматривались к нашей группе, нашему внешнему виду и поведению. К счастью, мы произвели хорошее впечатление, нам дали замечательного экскурсовода из числа насельниц и провели по всем достопримечательностям монастыря. На съемках мы перемещаемся по территории, обсуждаем с экскурсоводом то, что мы знаем об истории, архитектуре и жизни выдающихся людей – все, что связано с самим монастырем и интересными объектами на его территории. Ведь в основном источник наших знаний – общедоступная литература и интернет-ресурсы, где много ошибок, непроверенных фактов да и просто неправды. А экскурсовод всегда может поправить нас, рассказать то, что не найдете больше нигде. Кроме того, если сам экскурсовод связан с монастырем – является его насельником или прихожанином храма, то мы можем услышать, возможно, самое интересное – личное восприятие и личное отношение компетентного человека к обсуждаемому предмету. В Шамординском монастыре нас сопровождает молодая послушница Анимаиса, она одета в черный подрясник, голова покрыта апостольником, так что открыт только овал ее лица да кисти рук. Конечно, Анимаиса не пользуется никакой косметикой, но в то же время лицо ее поражает гармоничностью черт и естественной красотой. Ее речь отличается лаконичностью и точностью формулировок, с ней очень приятно общаться. Периодически двое или трое из нас отходят от общей группы и записывают на камеру монологи.

В каждой поездке мы стараемся выполнить в монастыре какое-либо послушание, собственно, именно так и следует поступать паломникам. На этот раз, увы, наша помощь монастырю была чисто символической – до начала съемок сестра Анимаиса  попросила нас перенести в трапезную из подвального хранилища с десяток арбузов да мешок дынь.

Итак, наша экскурсия и съемочная работа начались. Монастырю удалось избежать полного разрушения в советский период, поэтому большинство построек сохранили свой изначальный облик. Сестра Анимаиса проводила нас по территории монастыря, показала Казанский собор и могилки настоятельниц, Троицкий храм, водонапорную башню, келью преподобного Амвросия и храм в его честь, здание Богадельни с храмом иконы Божией Матери «Утоли моя печали». За территорией монастыря мы посетили место, где по преданию преподобный Амвросий сподобился явления Богородицы, и впоследствии видение это стало основанием для написания иконы «Спорительница хлебов».

К часу дня нас пригласили в трапезную на обед. К этому моменту Мотобратию разморило окончательно – жара, дальняя утренняя дорога и для многих – всего пара часов сна накануне дали о себе знать. С трудом мы вышли из трапезной, но все же нашли в себе силы закончить съемки в главном храме обители – Казанском соборе.

В соборе хранится особо чтимая икона Казанской Божией Матери, почитаемая икона «Достойно есть», икона преподобного Амвросия старца Оптинского и святой Софии (Болотовой) с частичками мощей, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского, мощевик с частицами мощей старцев Оптинских. Весьма необычным является устроение собора – зал по форме напоминает католическую базилику, а за алтарем имеется проход, отделенный от горнего места стеной с витражами. И здесь, за алтарем, установлена рака с мощами первой настоятельницы обители Софии, прославленной в Соборе Тульских святых.

С некоторым отставанием от расчетного графика мы выехали в сторону Оптиной пустыни, второго монастыря, запланированного к посещению в этот день

Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь

В этот раз наше посещение Оптиной пустыни носило несколько сумбурный характер. К обители мы прибыли уже после 15:00, еще некоторое время ушло на организацию работы, в самый разгар съемок началось праздничное Всенощное Бдение, в конце дня у нас даже не осталось времени пройти к Предтеченскому скиту. Несмотря на это нам удалось провести экскурсию и записать довольно богатый материал.

С начала съемок нас сопровождал монах Калинник. С ним мы обсудили предания об основании обители и главные вехи ее истории. Про брата Калинника рассказывают, что прежде он был очень успешным бизнесменом, имел 2 высших образования и однажды, скорее из любопытства, приехал в монастырь. А вот дальше произошло то, что считаться самым непостижимым и самым великим чудом – обращение человека к Богу. И теперь бывший бизнесмен дал обет нестяжательства и оставил мир.

Ко времени начала вечерней службы брата Калинника сменил послушник, также очень интересный собеседник с грамотной и хорошо поставленной речью. Наверняка, человек с высшим гуманитарным образованием, возможно, профессиональный историк или выпускник философского факультета.

Нам удалось посетить храм Казанской иконы Божией Матери и во время службы подойти для елеопомазания, зайти в Введенский собор и поклониться мощам преподобных Макария и Амвросия Оптинских, побывать в храме Владимирской иконы Божией матери и приложиться к мощам почивающих там Оптинских Старцев. Мы также посетили часовню на месте погребения убиенных на Пасху 1993 года оптинских братьев – инока Трофима, инока Ферапонта и иеромонаха Василия и поклонились им.

На самом деле у некоторых наших братьев имеются богатые, связанные с Оптиной пустынью воспоминания. Магистр, например, регулярно сюда ездил на протяжении 30 лет, работал трудником по несколько дней на просфорне бок о бок с убиенным иноком Ферапонтом, жил здесь в общей сложности 4 месяца в 1998 и 1999 гг.и участвовал в росписи Казанского собора с группой студентов из МГАХИ им. Сурикова. Предок Магистра монах Климент, в миру известный философ Константин Леонтьев был духовным чадом пр. Амвросия Оптинского. А еще Оптина пустынь сыграла решающую роль в основании МО «Мотобратия во Христе», ведь именно здесь было принято судьбоносное для нас решение – основание нашего христианского мотообъединения. И именно поэтому темы для репортажей об обители не представляли большой проблемы.

Во время очередных съемок проходов нашей группы по территории произошел весьма примечательный случай. По дорожкам рядом с нами бегал мальчик лет девяти, в желтой футболочке и со светлыми кудрявыми локонами. За ним присматривала средних лет женщина. В какой-то момент женщина отвлеклась, а малыш споткнулся и с разбега грохнулся на выложенную плиткой дорожку. Ближе всех оказался Индиан, он подбежал к мальчику, поднял его на ноги, стал утешать, очистил от грязи ссадины. И тут малыш обнял Индиана за шею. Все… немая сцена. Инди стоит на коленях, у него на шее висит и чуток поскуливает мальчонка в желтой футболочке. Смешки с нашей стороны быстренько стихли, и мы так и стояли, разинув рты и глядя на эту парочку. Женщина, присматривавшая за малышом, тоже не сразу решилась подойти. Потом она рассказала, что мальчик с младенчества содержался родителями-алкоголиками в полной изоляции, почти в заточении, был лишен общения и только недавно начал разговаривать. Она же сообщила, что ему 12 лет от роду! Через пол-часа Индиан пришел в себя, в глазах его появился несколько нездоровый блеск и он заметался по территории монастыря, пытаясь вновь найти мальчика и его опекуншу. Не нашел. Подходил к охранникам, обещал им денег, если опекунша позвонит ему при их участии. На резонный вопрос: «Что происходит?» Инди лишь отмахивался и твердил, что ему очень надо найти этого мальчугана, Маугли, как Индиан его назвал. Очень сокрушался, что не догадался сразу телефон у опекунши взять. Лишь вечером этого дня, уже перед сном Индиан рассказал, что почувствовал нечто совершенно особенное в момент, когда Маугли его обнял. Рассказал, что объятие было точно таким, как родной сын обнимает. И потому Индиан был настроен непременно найти мальчика и по мере возможностей помогать ему. Кстати, если посмотрите на Алексея Индиана, то удивитесь еще больше – бритый наголо здоровяк с грубыми чертами лица, склонный в прошлом к хулиганству, а нынче просто озорной весельчак. И тут такой душевный порыв! Инди собирался вернуться в Оптину на следующий день, но, конечно, возможности такой не представилось. Опекунша сама также не позвонила. Так что реализовать свое движение души Индиану, похоже, не удастся. Впрочем, еще посмотрим, жизнь-то продолжается и пути Божии неисповедимы. А для нас в этой истории Индиан неожиданно предстал в совершенно ином свете, раскрыл такие свои качества, о которых автор этих строк даже и не подозревал, и уже только это – чрезвычайно значимый результат. Вообще, говоря серьезно о наших мотопаломнических поездках, хочу подчеркнуть их особенную роль в укреплении коллектива и формирования уникального духа братства и семейности.

К моменту, как мы закончили съемки, солнце уже клонилось к закату. Снова потянуло прохладой. Мы выехали из Оптиной к месту нашей ночевки – Тихоновой пустыни в селе Льва Толстого. Путь в 90 км занял у нас чуть менее двух часов, и до места мы добрались уже в темноте. Встретивший нас послушник открыл ворота для въезда мотоциклов, но попросил не шуметь в столь поздний час. Просьбу эту исполнить было непросто – у некоторых мотоциклов установлены прямоточные выхлопные трубы, и даже минимально открытие дросселя сопровождает низкий рев двигателя. Однако, по возможности тихо, припарковались. Спасибо братии монастыря – нас разместили в паломнической гостинице и, несмотря на столь поздний час, отвели в трапезную и предложили ужин.

После ужина все собрались в келье, где разместились старшие из Братии, но посидели недолго – ближе к полуночи к нам заглянул Петр, наш генеральный продюсер, отругал нас за то, не соблюдаем распорядок и напомнил, что перед завтрашним рабочим днем нужно хорошо выспаться. Нам пришлось согласиться с его доводами и разойтись по своим спальным местам. Братья начинали храпеть практически сразу, как только голова касалась подушки.

28 августа 2016

Свято-Успенская Тихонова пустынь

Подъем в 8:30, мы спускаемся на завтрак, затем некоторое время уходит на подготовку к работе. Нас знакомят с экскурсоводом Ольгой. Она очень доброжелательная и искренне верующая, в своих рассказах делает акцент не столько на историчность, но более на духовный смысл обсуждаемых событий. Необходимо отметить, что в интернете крайне мало информации о Тихоновой пустыни, и приехали мы сюда, положа руку на сердце, недостаточно подготовленными. Поэтому Ольга оказала нам действительно неоценимую помощь.

Монастырь поражает размахом и монументальностью постройки. Колокольня здесь высотой 75 метров, да и остальные постройки отнюдь не теряются на ее фоне. Мы узнали и смогли записать на камеру многое об истории обители, житии ее основателя Тихона Калужского (Медынского), о расположенных на территории соборе Успения Пресвятой Богородицы и соборе Преображения Господня, колокольне, Никольском храме и больничном корпусе с церковью в честь иконы «Всех скорбящих Радость», построенных в начале XIX века в псевдо-Византийском стиле с элементами классицизма. Посетили мы и часовню Тихона Калужского. Она построена на месте, где раньше рос исполинский дуб, в дупле которого устроил себе келью отшельник Тихон. Того дуба уже нет, но рядом с часовней растет другой, молодой дубок, поменьше, и в его стволе также начинает развиваться дупло.

В соборе Успения Пресвятой Богородицы хранится икона Марии Магдалины с частицей мощей. Здесь же находится оригинал картины «Царственные Мученики», написанной московским художником, нашим современником Филиппом Москвитиным на холсте 240 х 200.

Преображенский собор имеет нижний храм на цокольном этаже, освященный в честь преподобного Тихона Калужского. Его также называют «храмом четырех Тихонов», ведь на иконостасе устроены иконы Тихона Калужского, Тихона Задонского, Тихона святителя Московского и Тихона Амафунтского. Тут же установлена и доступная для поклонения рака преподобного. Но его мощи не обретены, они почивают под спудом, над которым и выстроен собор.

В Никольском храме хранится особо почитаемый список XVIII века с иконы Калужской Божией Матери, освященная на мощах Святителя икона Николая Чудотворца и обретенная чудесным образом икона Тихона Калужского.

Колокольня примечательна не только своей высотой, но также и тем, что устояла после нескольких попыток подрыва – впервые ее пытались уничтожить в тридцатых годах прошлого столетия советские власти, затем – немецко-фашистские захватчики. Но даже после детонации утроенной расчётной массы взрывчатого вещества колокольня устояла, только дала трещину. В настоящее время она, как и другие монастырские постройки, полностью восстановлена.

Очень примечательно, что Свято-Успенскую Тихонову пустынь с ее главным Успенским собором мы посетили именно сегодня, в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Закончив съемки последних сцен прибытия и отъезда с использованием квадрокоптера, мы выстраиваемся для стокилометрового перегона и направляемся к последнему паломническому объекту этой поездки – к Пафнутьевскому Боровскому монастырю.

Пафнутьево-Боровский монастырь

По дороге к Пафнутьево-Боровскому монастырю от нашей колонны отделился Индиан, которому нужно было пораньше вернуться в Москву к семье. Зато, маневрируя на парковке перед вратами обители, мы увидели Масела, который приехал сюда с семьей на машине и ожидал нашего прибытия.

Нас сразу предупредили, что в окрестностях монастыря промышляют цыгане и мы должны быть особенно внимательными. Пришлось устроить пост рядом с припаркованными мотоциклами. Быть часовыми были назначены кандидаты Мотобратии. Первым вызвался Антон, позже к нему присоединился Сталкер.

Пока готовились к съемкам, к нам подошел Наместник монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) и поинтересовавшись, кто мы и чем занимаемся, устроил нам отповедь на тему того, что православие – не та тема, с которой можно играть и использовать для своих выгод, что не следует бахвалиться, надевая жилетки с христианской символикой для того, чтобы обратить на себя внимание. Мы были несколько сбиты с толку и смущены. Магистр даже попытался войти в прения, но из уважения к пожилому иеромонаху мы все же внимательно выслушали его. А батюшка все дальше и дальше развивал свою мысль и каждое новое предложение являлось поводом для перехода к следующей теме, разговор затянулся и рабочее настроение начало рассеиваться. А время нещадно бежит, скоро уже закат, съемки так и не начались… В конце концов к нам подошла помощник режиссера Элеонора, которая за спиной батюшки делала страшные глаза и показывала на воображаемые часы на запястье. Мы украдкой кивали, но остановить такой сценарий развития событий были не в силах. Положение спасла продюсер Ирина, которая после диалога с Магистром, просящем ее о вмешательстве, пришла, волевым приказом отправила пару братьев записывать монологи и попросила оставшихся отойти прочь и далть ей возможность наедине побеседовать с батюшкой. Ирина действительно осталась с отцом Пафнутием на получасовую беседу. А мы, таким образом освобожденные, смогли вернуться к нашим прямым обязанностям.

В изучении обители нам более всего помогал монах Виктор, молодой парень в рясе, с короткой аккуратной бородкой, приятным голосом и объемным багажом знаний о своем монастыре. Брат Виктор быстро понял суть нашей работы и не столько пытался провести нам экскурсию, сколько подсказывал, в каком месте на территории и что интересного можно рассказать на камеру. При таком его отношении эффективность нашей работы была, пожалуй, максимальной. Мы посетили колокольню и трапезную палату, Рождественский собор и храм пророка Илии, подошли к поклонному кресту на месте массового захоронения защитников монастыря 1610 года. Виктор обсудил с нами характерные особенности и историческое значение личности протопопа Аввакума, рассказал несколько курьезных историй. Благочинный монастыря о. Савва проводил нас в одну из монастырских келий, где на сводах потолка сохранились фрески, в определенном порядке изображающие и описывающие планеты, как сферы и надписями вокруг, указывающими на расстояние до них, нашей солнечной системы, видимо Параклитова система. Кто был заказчик такой росписи уже невозможно узнать, но мудреность ее сильно заворожила наш взор. Изображения Земли среди них нет, и монахи поделились мнением, что земля условно может быть представлена на середине комнаты, куда должен встать человек. Предположительно, использование этой схемы позволяло вычислять дату праздника Пасхи для каждого года.

При записи материала для телепрограммы очень активно проявил себя Масел. У него уже давно замечено большое желание и энтузиазм к работе комментатора, да и присоединился он к нам со свежими силами.

По возвращении к припаркованным мотоциклам пара цыганок попросились сфотографироваться с Магистром, в чем им не было отказано. А Антон со Сталкером рассказали, как их тут донимали и провоцировали местные попрошайки, не вполне цыганского, но весьма пропитого вида.

Устали ли мы к концу дня? Да, конечно устали. Пока готовились к отъезду, братья порой выражали совершенно явное нетерпение и желание поскорее сорваться в сторону дома. Оно и понятно – сегодня вечер последних летних выходных перед первым сентября, огромные пробки в сторону Москвы, а завтра на работу. Кратчайший путь до дома – по Киевскому шоссе, однако на нем движение практически парализовано. Решили объехать так, чтобы возвращаться по Минской трассе. Последний раз вместе заправлялись на АЗС Лукойл чуть недоезжая до М-1. И тут смотрим, Магистр поздоровался к бодрого вида мужчиной, они сели за отдельный столик и пропали за разговором, казалось, навсегда. Оказалось, совершенно случайно в кустах оказался рояль, а на АЗС Лукойл – Геша, хороший знакомый Магистра, президент отделения Ночных Волков г. Серпухов. Оторвать их от горячего братского диалога представлялось большой проблемой. Судя по всему, они не виделись несколько месяцев! Наконец, президент Мотобратии попрощался с товарищем, и мы двинулись дальше.

По пути к трассе М-1 от колонны оторвались Ватсон и Антон, они на ходу позвонили Магистру и сказали о своем намерении уйти на другую дорогу. А Сталкер увидел пропажу двух мотоциклов и поднял тревогу. Сам остался дожидаться отставших. Колонну остановили, выяснили, что никого мы не потеряли, и снова тронулись. И тут смотрим…. а Сталкера-то с нами нет! Он же остался ждать отставших! Хорошо, он догадался позвонить Магистру а затем смог догнать колонну. Двигаясь уже по Минскому шоссе, получили пару несущественных конфликтов с машинами – кто-то встроился в середину колонны, кто-то при перестроении едва ведущего не сбил… Культура вождения, однако, совсем не на высоте у наших сограждан на четырех колесах. Но все же мы доехали вместе, остановились на АЗС перед МКАД чтобы попрощаться, обнялись и разъехались в разные районы нашего города. К полуночи все уже были дома.

МО «Мотобратия во Христе»
Илья Чернец

 

назад