Поездка в Рязанскую область

Рязанская область, 23-25 сентября 2016

Имя великого князя Дмитрия Донского известно каждому, и никто не ставит под сомнение его величайшие заслуги в деле объединения русских земель и противостояния монголо-татарскому владычеству. Современником благоверного князя был преподобный Сергий Радонежский, подвижник, всю жизнь стремившийся к уединению и сокровенному монашескому деланию, но промыслом Божиим ставший одной из самых влиятельных политических фигур своего времени. Однако незаслуженно остается в тени слава еще одного великого государственного деятеля тех времен, благоверного князя Олега Рязанского.

Князь Олег Иванович наследовал княжеский престол в 1350 году будучи лишь двенадцати лет от роду. Близость его владений к Дикому Полю и бесконечные междоусобные брани требовали от юного правителя мужества, трудолюбия и мудрости. «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110, 1:10), и поставленный в такие условия молодой князь всем сердцем устремился к Богу. Потому и смог он воспринять увещевания Сергия Радонежского о необходимости заключения мира с московским князем Дмитрием Донским, посему заключенный между князьями договор историки теперь называют «вечным миром», ведь никогда больше не было между Москвой и Рязанью распрей, и этот мир стал первым шагом к объединению русских земель под началом Москвы, к созданию единого государства и становлению великой империи. И как результат такой, полной суровых испытаний, жизни и искреннего устремления к Богу – стяжание духа святого и преуспеяние князя Олега в благочестии. За 12 лет до своей кончины князь лично основал Солотчинскую обитель и принял иноческий чин, а отошел ко Господу в 1402 году будучи схимонахом.

Рязанскую землю украшают старинные православные монастыри, история их тесно связана и именем благоверного князя Олега, мудрого правителя и ревнителя благочестия. Мы, Межрегиональное Общественное Объединение православных мотоциклистов «Мотообъединение «Мотобратия во Христе»» и съемочная группа телеканала Спас, запланировали поездку в Рязанскую область чтобы побольше узнать об истории этого края, своими глазами увидеть древние памятники культуры и поделиться этим с православными телезрителями. Поездка рассчитана на два рабочих дня с посещением Солотчинского монастыря, Спасо-Преображенской обители, Свято-Троицкого и Иоанно-Богословского монастырей.

Первый месяц осени, хмурый, дождливый и настолько холодный, что центральное отопление в этом году включили уже в середине сентября. Расстояние от Москвы до Рязани по трассе составляет 196 км, а Сергей Капитан должен присоединиться к нам, дополнительно преодолев еще 200 км. Был возможен ночной выезд из Москвы с утренним прибытием в Рязань началом съемочных работ, но такой вариант предполагал бессонную ночь, а идущий уже неделю дождь обещал нам прибытие к месту съемок промокшими и замерзшими. Поэтому старшие из Мотобратии и продюсеры телепроекта приняли решение выехать заранее, вечером в пятницу 23 сентября, переночевать в Рязани и начать съемки в субботу, завершить их на следующий день и воскресным же вечером вернуться домой.

Встречаемся на первой от Москвы АЗС «Лукойл» Новорязанского шоссе, и первым к месту встречи прибыл приехавший издалека Капитан. К назначенному времени подтянулись Магистр, Ворон, Ватсон и Чернец. Виной всему загруженность периода окончания отпусков и промозглая осенняя погода – многие из братьев, кто хотел присоединиться к поездке, остались в Москве из-за работы, а пара ребят простудились и заболели. Для нас это становится обстоятельствами непреодолимой силы, и сейчас, про себя помолившись о всех наших братьях, мы формируем колонну лишь из пяти мотоциклов. Наступают вечерние сумерки, температура воздуха опускается до 10 градусов и идет мелкий дождь – возможно, наихудшее сочетание условий для передвижения на мотоцикле. Однако все участники снарядились соответственно обстановке – теплая одежда, специальные влагозащитные костюмы и герметичная упаковка личных вещей. В целях безопасности ведущий колонны выдерживал скорость в пределах 100 км/час, и через два с половиной часа мы благополучно прибываем в гостиницу рязанского дворца спорта «Олимпийский», где нас встречает и помогает устроиться отец Игорь.

С самых первых минут пребывания в Рязани бросается в глаза необыкновенное дружелюбие местных жителей.  Еще на подъезде к городу нас совершенно искренне приветствовала компания молодых ребят, собравшиеся под крышей автобусной остановки. Видимо, прятались там от дождя. Ватсон в ответ пару раз прорычал форсажем прямоточных выхлопов, а молодежь снова ответила восторженными возгласами. На парковке перед спорткомплексом девушка-водитель припаркованного рядом автомобиля восхищалась видом наших мотоциклов, и особенно ей понравился ярко-красный чоппер Victory, недавно приобретенный Ватсоном. В гостиничной столовой повара дожидались нашего приезда несмотря на то, что их рабочий день был уже окончен, а накормив нас, предложили упаковать оставшуюся еду и забрать с собой в номер. Так они позаботились о той части съемочной группы, кто прибывал в гостиницу уже ближе к полуночи и никак не успевал на ужин. Возможно, нам просто везло на хороших людей в тот вечер, но очень хочется верить, что такое дружелюбное и заботливое отношение к ближним у рязанцев является общепринятым. Кстати сказать, другие смены поваров в столовой и в последующие дни продолжали собирать для нас коробочки с сосисками и салатами на вынос. Дай им Бог здравия и долголетия!

Без сомнения, определенное везение, а правильнее сказать – Божие благословение к нам, все же проявляло себя. Ведь на следующий день, в субботу, погода явно улучшилась. Асфальт высох, а ближе к вечеру из-за серых туч периодически пробивалось солнце. Мы в комфорте перемещались между запланированными объектами и вели репортажи под открытым небом, а Петр, оператор квадрокоптера, смог поднять свою летающую камеру в небо и запечатлеть великолепные виды окрестных пейзажей, заснять передвижение мотоциклов на подъездах к монастырям и пешие проходы нашей группы.

Тем временем жители Рязани, местное духовенство и насельники монастырей продолжали поражать нас своим истинно христианским отношением.

Утром в субботу 24 сентября мы приехали к вратам Солотчинского монастыря. Местные жители – прихожане монастырских храмов, рабочие и просто случайные прохожие буквально облепили нас рядом с припаркованными мотоциклами, расспрашивали о целях нашего приезда, о мотообъединении и нашем проекте, желали успехов. С огромным интересом наблюдали за тем, как Петр с квадрокоптера снимает передвижения колонны на подъезде к монастырю.

Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был основан самим благоверным князем Олегом Рязанским, здесь же князь и подвизался в иноческом чине, здесь принял великую схиму и здесь же, в обители, на протяжении веков почивали его нетленные мощи. Еще одной святыней, в течение 600 лет привлекавшей в монастырь паломников, была кольчуга князя-инока, которую он носил под рясой в качестве вериг. Так доспехи тела стали и броней для духа подвижника, охранением и помощью в борьбе с плотскими искушениями. После разорения монастыря большевиками честные останки святого князя были вывезены в местный музей в качестве исторического экспоната, кольчуга князя водворилась там же. Цветущая некогда обитель превратилась в колонию для несовершеннолетних и, казалось, духовная жизнь никогда уже не возродится здесь. И все же в 1994 году милостию Божией территория и сохранившиеся постройки были переданы Русской Православной Церкви, монастырь был возрожден уже как женская обитель, и 22 июня 2001 года честные останки благоверного князя Олега были перенесены в восстановленный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне в соборе пребывает честная глава святого князя.

Готовясь к поездке, мы брали материалы по истории и архитектуре монастыря с официального сайта обители. Эти описания оказалось настолько точными и полными, что мы сразу и без труда могли ориентироваться на территории, узнавали достопримечательности и записывали репортажи. Также нам очень помогла одна из насельниц обители, она сопровождала нас по территории, показала место, где некогда стоял разрушенный в результате обрушения обрывистого берега храм Покрова Пресвятой Богородицы и дала возможность приложиться непосредственно к честной главе святого князя, специально для нас отодвинув покровное стекло над мощами. От честной главы, действительно, как и описано на сайте монастыря, исходило необыкновенное благоухание. После поклонения святыне этот тонкий аромат продолжал ощущаться еще некоторое время, душа наполнилась тихой радостью и осталось впечатление, что сам благоверный князь благословил нас сделать телепередачи о монастырях его родной рязанской земли.

На протяжении веков от княжеских мощей происходили исцеления, считалось, что более всего ходатайство святого пред Престолом Божиим помогает при пьянстве и эпилепсии. На выходе из храма к нам подошла одна из монахинь и поведала, что сама была свидетельницей чудесного исцеления от мощей. Несколько лет назад в монастырь буквально прибежал молодой парень пьющего вида, в крайнем возбуждении он вопрошал каждого встречного: «Где у вас этот мужик? Он мне уже три ночи спать не дает!». Чуть успокоившись, парень смог рассказать, что во сне к нему несколько раз являлся средневековый воин на белом коне и призывал прийти к нему, обещая исцеление. Монахини подвели гостя к мощам князя Олега, парень приложился к ним и затем долго плакал. А впоследствии о нем говорили, что он бросил пить, устроился работать и жизнь его стала налаживаться.

Нельзя не поделиться еще одним маленьким чудом, произошедшим с нами в Солотчинском монастыре. Зайдя в собор Рождества Пресвятой Богородицы, мы увидели икону Анимаисы Острецовской, русской монахини, почившей в 1963 году и канонизированной в лике преподобных. Редкое и красивое имя, а ведь месяц назад, в конце августа, мы посещали Шамординский женский монастырь, где нас сопровождала молодая послушница Анимаиса. Тогда мы восторгались ее естественной, целомудренной красотой, тонкими и изящными чертами лица. И вот, в соборе, бросив взгляд на икону, нас как током пробило – лик преподобной Анимаисы был необычайно схож с оставшимся в памяти лицом носящей это же имя послушницы Шамординской обители. Кто знает, может быть послушница Анимаиса так искренне тянется к своей небесной покровительнице, что и лицо ее начинает обретать черты преподобной, поражая нас своей красотой.

В Солотчинском монастыре мы традиционно исполнили хозяйственное послушание – на скотном дворе разложили сено в стойлах для коров и наполнили пшеном кормушки для кур. После послушания сестры пригласили нас на обед, одна из монахинь подарила каждому участнику съемок по иконке благоверного князя Олега.

Теперь наша мотоколонна и съемочная бригада выдвинулись в самый центр Рязани. Примечательно, что этот замечательный город, областной центр, который все мы знаем как древний русский город Рязань, прежде носил совсем другое название – Переславль-Рязанский, и лишь в 1778 году был переименован в память о когда-то разрушенном монголо-татарами древнем граде, столице Рязанского княжества. Сердце города – Рязанский кремль, на территории которого возвышается величественный Успенский собор и необыкновенной архитектуры колокольня, а рядом расположилась древняя монашеская обитель – Спасо-Преображенский монастырь.

Считается, что Спасо-Преображенский мужской монастырь существовал в городе Переславль-Рязанский с первой половины XIII века и мог быть основан во время переселения сюда беженцев из уничтоженной ханом Батыем старой Рязани. Однако часть историков полагает, что обитель была основана позже, во времена, а возможно, и при непосредственном участии благоверного князя Олега Рязанского.

В настоящее время в монастыре всего двое монахов и двое послушников, а в здании братского корпуса устроены классы и общежитие местной духовной семинарии. В осмотре достопримечательностей помочь нам вызвался один из живущих здесь учащихся, семинарист Михаил. Перед поездкой мы тщательно готовили материал, изучали историю монастыря и его архитектурный ансамбль. Конечно, у нас оставались вопросы, и мы хотели обсудить их с нашем гидом. Михаил же начал свой рассказ с самой общей информации, однако быстро поняв, что именно требуется нам для репортажей, изменил стиль своего изложения и у нас получилась очень интересная и продуктивная беседа. Михаил показал и описал то, что вовсе не упомянуто в общедоступных интернет-источниках: мы посмотрели развалины часовни, некогда устроенной в северо-западной башне монастырской ограды и хранившей особо чтимую икону целителя Пантелеимона, послушали рассказ о монастырском некрополе. Кроме того, удалось пообщаться с Михаилом на тему духовного образования и современной жизни семинаристов. Михаил высказал несколько очень интересных мыслей о современном иноческом делании и монашеском послушании. И хотя эти темы не имели прямого отношения к съемкам нашей передачи, беседа получилась на редкость увлекательной.

На территории монастыря расположены церковь Богоявления с удивительной красоты шатровой колокольней и соборный храм Преображения Господня. В храме хранятся и доступны для поклонения частички мощей, в том числе и очень редких, принадлежащие святым Белорусской православной церкви: святого праведного Иоанна Кормянского, преподобной Евфросинии Полоцкой и преподобной Манефы Гомельской. Святынями храма являются мироточивая икона Спаса Нерукотворного, образ Богородицы «Умягчение злых сердец» на внутренней стороне покровного стекла которой мы своими глазами увидели капли мира и недавно, в 2016 году, обретенная мироточивая чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». История этой новообретенной иконы чрезвычайно интересна, она подробно описана на сайте монастыря и, зная так подробно о связанных с образом чудесах, мы приступали к нему с очевидным душевным трепетом.

С пяти вечера в расположенном рядом с монастырем кафедральном Успенском соборе началось всенощное бдение. Сегодня, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, службу возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Всем нам, сотрудникам телеканала «Спас» и членам Мотобратии, посчастливилось быть на этой праздничной службе и подойти к елеопомазанию. По окончании богослужения нас пригласили в трапезную семинарии на ужин. Во время принятия пищи один из семинаристов совершал затрапезное чтение, что создавало совершенно особую обстановку.

Мы снова вернулись в гостиницу дворца спорта и разошлись по своим номерам. Так закончился чрезвычайно богатый событиями наш первый рабочий день в Рязани.

Утром в воскресенье 25 сентября в Рязани пошел мелкий холодный дождь. Одевать брызгозащитную одежду долго, и она не вполне подходит для съемок, поэтому к следующему объекту паломничества, Свято-Троицкому мужскому монастырю, выехали в стандартном обмундировании, рассчитывая лишь на то, что ехать недалеко и мы не успеем промокнуть насквозь. Конечно, к вратам обители подъехали в сырой одежде и изрядно замерзшие, а дождь моросил достаточно сильно, что делало невозможным подъем в воздух квадрокоптера и в целом затрудняло работу съемочной бригады. Поэтому настоятель монастыря архимандрит Андрей, лишь встретив нас, сразу же пригласил в трапезную и предложил горячую еду; а для нас это стало еще одним подтверждением совершенно необыкновенного гостеприимства жителей Рязани.

Как и другие, уже посещенные нами обители Рязани, Свято-Троицкий монастырь стал непосредственным участником великих исторических событий конца XIV века, приведших к объединению Москвы и Рязани и началу процесса централизации Российского государства. Вскоре после победы объединенных русских войск на Куликовом поле между московским князем Дмитрием Донским и князем Олегом Рязанским вновь вспыхнула междоусобная вражда. И тогда, в 1382 году по просьбе московского князя в Переславль-Рязанский поспешил посольский обоз. Возглавлял посольство сам Сергий, игумен Радонежский, игумен земли Русской, и миссией его было склонить Олега Рязанского к заключению мира с Москвой. Посольский обоз подошел к столице рязанского княжества и заночевал в обители на подступах к городу – здесь, в Свято-Троицком мужском монастыре.

В монастырской трапезной мы отогрелись и насытились, однако нам все же пришлось выходить на улицу и начинать съемки под холодным осенним дождем. Операторы и звукорежиссер старательно защищали свою чувствительную технику от висящей в воздухе водяной пыли, но все равно, сделав необходимый минимум начальных репортажей, мы решили переместиться внутрь здания Сергиевской церкви. В настоящее время это единственный действующий храм на территории обители, поскольку монастырский собор во имя Святой Троицы находится на капитальной реконструкции.

После Литургии начался чин Панагии. Когда братия монастыря во главе с настоятелем двинулись с просфорой из храма в трапезную, архимандрит предложил и нам присоединиться к ходу.

Отметили мы и еще одно маленькое чудо – по окончании богослужения, когда съемки возобновились, дождь полностью прекратился, небо расчистилось и выглянуло мягкое осеннее солнце. Теперь мы смогли осмотреть территорию монастыря и пообщаться с нашим гидом, профессиональным экскурсоводом и в прошлом участником рязанского патриотического общества, при участии которого Свято-Троицкая обитель и начала подниматься из руин. Кроме того, сам архимандрит Андрей также беседовал с нами и помогал подбирать материал для репортажей.

Монастырь обладает очень интересной, во многом трагической историей, здесь хранятся мощевики и чтимые иконы, здесь же пребывают мощи священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского, который принял смерть за проповедь Христа в 1655 году.

Милостью Божией погода наладилась, Петру удалось поднять в воздух летающую камеру и мы успешно завершили съемки на этом объекте. И снова мы получили прощальные подарки: настоятель монастыря архимандрит Андрей даровал каждому из нас икону святителя Мелетия, епископа Рязанского, и благословил в дорогу. Теперь нам предстоит последний из запланированных на поездку монастырей – Свято-Иоанно-Богословский Пощуповский мужской монастырь.

Иоанно-Богословская обитель является самым древним из посещенных нами монастырей. Ко времени нашествия орд хана Батыя на рязанские земли обитель существовала уже много лет, и великое чудо совершил ее небесный покровитель Иоанн Богослов, не только предотвратив разорение, но и промыслительно сподвигнув жестокого хана на попечение о безопасности монастыря.

На парковке перед святыми вратами нас встречал насельник обители иеромонах Мелхиседек. Стоя на пронизывающем осеннем ветру в своем легком монашеском одеянии он, не выказывая никакого неудобства, наблюдал за нашей работой и терпеливо дожидался пока мы запишем сцены подъезда и отбытия колонны, пешие проходы у врат монастыря и наше общее приветственное слово. И когда мы, наконец, закончили, отец Мелхиседек взял на себя заботу о нас как о своих личных гостях, стал нашим гидом и собеседником. Благодаря ему мы узнали и смогли включить в телерепортажи множество необыкновенных и малоизвестных фактов об обители, побывали в нескольких закрытых для общего посещения малых монастырских храмах и смогли сделать видеозаписи.

Обитель серьезно пострадала во время большевистских гонений на христиан, но к настоящему времени монастырский архитектурный ансамбль практически полностью восстановлен, здесь можно бесконечно любоваться величественной восьмидесятиметровой колокольней, воздвигнутой в начале XX века, малой шатровой колокольней середины XVII столетия, потрясающей красоты собором Иоанна Богослова и Успенским соборным храмом. Отдельного внимания заслуживает часовня с чтимой Иверской иконой Божией Матери, устроенная в стенах древних святых врат, оставшихся от разобранной ныне старинной каменной ограды.

Отец Мелхиседек привел нас в расположенный под алтарной частью Иоанно-Богословского собора малый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. Здесь расположена братская костница, устроенная по подобию афонских. На деревянных полках справа от входа в храм отдельно разложены черепа и кости монахов, прежде живших и спасавшихся в монастыре. Встречая нас, посетителей, останки древле почившей братии воскрешают в памяти известное афонское изречение, то, что отпечатано на наплечных нашивках нашего мотообъединения: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». В русской православной традиции костницы встречаются нечасто, эта же была устроена в конце XX века лишь после возрождения обители, когда новые насельники находили в канавах человеческие останки, беспорядочно сваленные большевиками после разорения некрополя, и переносили их в малый храм. Здесь же почивают честные останки последних настоятелей монастыря, управлявших обителью до ее закрытия в 1931 году: архимандритов Виталия (Виноградова), Тихона (Преображенского) и Зосимы (Мусатова).

Но, пожалуй, главной святыней в этом необычном храме является могилка архимандрита Авеля (Македонова), в схиме Серафима, нашего современника, почившего в 2006 году и почитаемого за праведного старца. Вообще, экскурсия отца Мелхиседека включала в себя элементы как исторического экскурса, так и проповеди. И очень много внимания наш гид уделил именно старцу отцу Авелю, рассказывал о нем с такой необыкновенной нежностью, благоговением и такой светлой любовью, какую в наши дни встретишь лишь у истинно монашествующих. На вопрос о том, в чем же особенность и ценность старчества, наш гид ответил замечательными словами: «Старец мудрый, а старик всего лишь осторожный. Старец знает, куда идти и как. И людям помогает. А старик знает, куда не надо идти. А куда надо, ему видится очень смутно. Поэтому стариков много, а старцев мало. Атрибуты старчества – мудрость, рассудительность. И близость к Богу, дерзновенная молитва».

Родился и вырос отец Авель в богоборческие годы начала советской власти, претерпел, как и любой подвижник благочестия, множество скорбей и лишений, но именно так Господь вел его к праведности, к возрастанию в Духе, к подвигу старчества. С 1989 года архимандрит Авель принял на себя управление только что возвращенной Церкви Свято-Иоанно-Богословской обители и оставался ее наместником в течение пятнадцати лет. Монастырь при нем преобразился из руин в цветущую обитель, а братия монастыря почитает своего первого архимандрита не только как строителя, но более как старца, за его духовное водительство и наставничество, за пример благочестивой жизни и проникновенные проповеди.

Над могильным камнем старца установлена икона Богородицы «Умиление», ведь именно перед этим образом молился святой Серафим Саровский, в чью честь освящен храм-усыпальница и под его же небесным покровительством принял великую схиму отец Авель.

Нас, братьев православного Мотообъединения, отец Мелхиседек наставлял к совместному труду и общению, поучал не бояться сложных конфликтных ситуаций, где будут обнажаться наши человеческие слабости и так самим Господом будет дароваться нам возможность для видения наших страстей и грехов, покаяния и прошения помощи Божией к избавлению от несовершенства. Подкрепил батюшка свои наставления образом, взятым из проповедей отца Авеля: жизнь независимую, отшельническую, образ «одинокого волка» сравнили с одиноко лежащим, угловатым и заросшим мхами камнем, а жизнь по общежительному уставу в монастыре либо совместную деятельность в миру, сообщество людей уподобили множеству камешков, которые лежат у морского берега, и набегающие волны стесывают друг о друга их острые грани, делая каждый камушек гладким и чистым.

В конце нашего пребывания в монастыре отец Мельхиседек тоже сделал нам несколько подарков. Для каждого из нас собрал в пакеты репродукцию особо почитаемого в монастыре образа Божией Матери «Знамение-Корчемная» с приложенной брошюрой, содержащей историческое описание, акафист и молитвы, икону Иоанна Богослова и книгу Игоря Евсина «Было много чудес…» об архимандрите Авеле (Македонове). Но самый главный подарок батюшка приберег на последок – провел нас в другой малый монастырский храм, освященный во имя иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и всех святых Бессеребренников. Здесь, в этом маленьком, расположенном в братском корпусе храме, устроена настоящая монастырская сокровищница. Здесь хранится коллекция святынь, собранная самим отцом Авелем. Вся обстановка маленького домового храма, убранство и росписи в византийском стиле, а также искусная отделка мощевиков и ковчегов настраивают каждого подходящего благоговейно и трепетно. Так мы получили возможность поклониться множеству поистине бесценных святынь, среди которых есть и мощи великих святых, таких как Иоанн Богослов и Пантелеимон целитель, и совсем редкие: частички мощей блаженной Любови Рязанской, мучеников Мамонта и Трифона, а также пробитая стрелой ряса архиепископа Мисаила Рязанского, того самого, к чьим мощам мы прикладывались утром в Свято-Троицком монастыре.

К восьми вечера мы, очень устав за прошедшие два дня, полностью завершили программу съемок и начали собираться домой. Оделись соответственно установившейся холодной и сухой погоде, прогрели мотоциклы и выдвинулись в обратную дорогу. Как это не удивительно, но часть рабочей группы телеканала осталась в обители и после нашего отъезда, продолжив съемки видов монастыря и внутреннего убранства храмов, записывая интервью со священниками. Их работоспособности можно было только позавидовать.

Последнюю остановку ведущий колонны, президент МОО МО «Мотобратия во Христе» сделал на АЗС перед МКАДом, мы простились и разъехались по разным районам нашего родного города. Так завершилась очередная поездка в монастыри Рязанской Епархии, из которой мы вынесли огромное количество самых ярких впечатлений, привезли в качестве памятных подарков иконы и материалы для чтения, а наш режиссер Элеонора собрала богатый материал для монтажа тематических телепередач о поездке. С нетерпением будем ждать выхода этих программ на православном телеканале «Спас».

МО «Мотобратия во Христе»
Илья Чернец

 


назад